У каждого свой «Арарат-73» - Mediamax.am

У каждого свой «Арарат-73»
5083 просмотров

У каждого свой «Арарат-73»


Наверное, я самый большой поклонник в Грузии специального проекта Медиамакс «Восхождение «Арарат-73». По крайней мере, всегда с нетерпением жду новых глав, посвященных футбольным событиям 40-летней давности. Может быть потому, что у каждого советского болельщика в сердце свой «Арарат» - у меня это тбилисское «Динамо» конца 70-х - начала 80-х, у кого-то «Спартак», «Кайрат», киевское «Динамо» или «Пахтакор».

В год восхождения «Арарата» на футбольные вершины мне исполнилось 7 лет. Всего семь для самостоятельной жизни, но уже семь для того, чтобы не было никаких сомнений: я заболел футболом навсегда. Мой папа выигрывал пари у друзей: я наизусть знал составы не только тбилисского «Динамо», но и всех (!) остальных команд, выступавших в чемпионате СССР. Кстати, согласитесь, давние поклонники футбола: это первенство и по нынешним европейским меркам было достойным.

Об «Арарате» отдельный разговор. Почему-то именно матчи с соседями из Армении воспринимались в Грузии по-особому. Можно было проиграть Киеву, Минску или Донецку, но поражение от «Арарата» - это как нож (или шампур) в сердце (куда-нибудь еще). Знатоки объясняли такое отношение мне, мальчишке, по-разному. «Принципиально, генацвале», - говорили. Или, например, так: «Это как международный матч!». Но в основном так: «Вырастешь - поймешь». Я вырос, но не понял, однако и не желаю даже, чтобы эта загадка оказалась разгаданной. Пусть останется навсегда окутанной романтическим флером футбольного противостояния соседей.

Кстати, свой первый (из двух) Кубков СССР тбилисцы выиграли именно у «Арарата». В 1976-м – 3:0. При том интересно и показательно, что когда грузинские и армянские футболисты оказывались на нейтральной территории, все было по-другому. Все же помнят, что в 1982 году на чемпионат мира в Испанию сборная СССР отправилась под руководством трех (!) наставников - Бескова, Лобановского и Ахалкаци. Как в басне о лебеде, раке и щуке, так и в той сборной не было единства. Группировались и игроки. И к какой же неформальной группировке примкнул блестящий полузащитник Хорен Оганесян? Что за вопрос! Конечно к тбилисской - Александр Чивадзе, Тенгиз Сулаквелидзе, Виталий Дараселия и Рамаз Шенгелия (вечная память последним двум). Кстати, сегодня в лучших лигах Европы нет грузинских легионеров (Леван Кобиашвили в «Герте» в состав почти не попадает), так грузинские спортивные СМИ и болельщики с удовольствием отмечают успехи Генриха Мхитаряна в «Боруссии».

Но вернемся в 1973-й. Мальчишки той поры, помните эти мячи по 9 и по 11 «рэ»? По девять - вообще как большие кожаные яйца, так что копилки почти и не вскрывались, пока не собирались заветные 11 рублей.  Ради любимого футбола я тогда однажды даже пожертвовал самым дорогим. Фамилией.

Моя мама, доцент и кандидат наук, читала заочникам в Батумском пединституте. На зимние и летние каникулы мама брала меня с собой. Конечно, с любимым мячом я не расставался и в поезде.
Надо же было любопытному соседу по купе спросить у меня не только имя, но и фамилию.

Сам не знаю, как это вырвалось: «Я - Хурцилава!».

Попутчик в трансе какое-то время переводил взгляд с меня на мяч и обратно, а потом бросился в коридор.

Через пять минут о том, что в поезде путешествуют из столицы Грузии в Батуми супруга и сын великого защитника, капитана сборной СССР Муртаза Хурцилава, знал весь вагон.

Через пятнадцать мои любимые шоколадки приносили уже из всего поезда. Я брал, не отказывался.

Мама безуспешно пыталась прервать этот поток подношений маленькому футбольному фантазеру. «Не Хурцилава мы, - говорила мама Роза. - Сын пошутил, просто футбол обожает».

Но это не помогало.

«Какая скромная женщина - проводник указал на маму. - Жена самого Хурцилава, а едет в обычном купе, не в СВ».

Согласно семейным легендам, молва о том, что в поезде в Батуми следует младший Хурцилава, опередила эшелон, поэтому в столице Аджарии нас встречали поклонники футбола с цветами. Но вот этого я не помню, а значит, лишнего не напишу.

Объевшись шоколадок, я заснул и проспал батумские фанфары, которых, впрочем, могло и не быть. 

Папа, узнав о том, что я «изменил» фамилии, не ругался, просто сказал, что так больше делать не надо. А потом мы стали с ним вносить результаты очередного тура в нами же и вычерченную таблицу чемпионата СССР в моей школьной тетради в клеточку.

Того самого чемпионата, который выиграл «Арарат».

Михаил Вигнанский - журналист. Живет и работает в Тбилиси.

Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.





Хинкоины

Билл нашей жизни

Газета из туалета

Имя - пароль
Выбор редактора