Общаться с людьми, а не с призраками - Mediamax.am

Общаться с людьми, а не с призраками
34801 просмотров

Общаться с людьми, а не с призраками


За два года проживания в Турции (я пишу магистерскую диссертацию на тему Геноцида армян на факультете международных отношений Университета Анкары), каждый день, будучи окруженной турками и общаясь с ними, я углубляюсь в своем мнении о необходимости общения и диалога.

Одной из важнейших проблем в армяно-турецких отношениях является нехватка достоверной информации, что создает преграды для общения. Причем присуще это обеим сторонам.

Турция - огромная, очень неоднородная по своей культуре страна, с 75-миллионным населением, ставящая перед собой цель ворваться в 10-ку экономик мира к 2023 году (к столетию Лозанской конференции). Когда мы говорим о турецком общественном мнении, то должны учитывать присущее ей этническое разнообразие (растущее с каждым днем курдское население, уже составляющее от 13 до 15 миллионов), а также конфессиональный различия между алевитами, суннитами и шиитами.

В Турции идеологически очень пестрое общество. Это и кемалисты (приверженцы и «солдаты» Ататюрка), левые, знаменитые своей антиправительственной активностью, постоянными митингами и акциами протеста. Сторонники Гюлена, которые окончательно разорвали отношения с партией Эрдогана. Турецкие националисты и пантюркисты и сравнительно новые, но уже довольно успешные курдские партии-близнецы «БДП» и «ХДП», которые объединяют курдов, а также всех остальных этнических меньшинств – и армяне не исключение. Вспомним заявление лидера партии ХДП Селахатина Демирташа накануне президентских выборов в Турции о том, что он признает Геноцид армян, если его выберут президентом. Список неполный, но даже он показывает, насколько разнообразной и бурной является социально-политическая жизнь Турции, и любые обобщения будут грубой ошибкой.

Важно также понимать, что Армянский вопрос для большинства граждан Турции занимает одно из последних мест в рейтинге приоритетов для страны. Сегодня для турок гораздо важнее нерешенный курдский вопрос, неспокойные Сирия и Ирак с  исламскими радикалами, задача превращения в одну из топовых экономических государств, непризнанный Северный Кипр и др. Особенно важным является факт, что за годы правления партии АКП этого разнообразия стало еще больше.

Уровень невежества многих турок даже в элементарных вопросах, касающихся армян, поражает. Я встречала людей, которые искренне не знали столицу Армении, многие из них даже не в курсе, что граница Турции с Арменией закрыта, ну а пальму первенства можно вручить владельцу кафе, который думает, что армяне и азербайджанцы являются родственными нациями. И кого винить в данной ситуации? Государство, которое на протяжении 100 лет целенаправленно ведет эту политику, народ, который учился в турецких школах по турецким учебникам, и в жизни не встречал ни одного армянина, или армян, которые отказываются общаться с турками до тех пор, пока те не произнесут слово «Геноцид»?

Вот наиболее распространенное мнение, которое выскажет среднестатистический турецкий гражданин - во времена Первой мировой войны армяне предали турок и перешли на сторону России. Не было никакого геноцида, более того, это все вероломная политика хитрой Европы против Турции. У людей нет информации о Западной Армении - колыбели армянской цивилизации. Нет также знания истории Армении до 1915 года, а из истории после 1915 года они только знают одну вещь – АСАЛА. На этом познания заканчиваются.

На фоне всего этого, когда турецкие интеллектуалы Хасан Джемаль, Ченгиз Актар, Али Байрамоглу и многие другие, не боясь рисковать своей жизнью, пытаются сломать этот барьер недопонимания и сопротивления и изменить что-то в турецком обществе, вместо поддержки армян, они получают клеймо «проводника турецких интересов». Так мы благодарим тех, кто пытается показать симпатию к армянскому обществу? Нездоровая ситуация.

Я стараюсь принимать активное участие в различных конференциях, особенно если есть возможность выступить или познакомиться с людьми. Без преувеличения могу сказать, что как только на каком-либо собрании люди узнают, что среди них находится человек из Армении, все внимание переключается на него. Ко мне много раз подходили люди и просили отправить материалы об Армянском Геноциде, рассказать, как живут люди в Армении, выражали желание приехать, но в то же время выказывали опасения, что у них могут возникнуть там серьезные проблемы. Некоторые из них были курдами, и, как правило, речь начиналась словами: «Наши курдские предки очень беспощадно и жестоко обошлись с армянами, и мне очень стыдно за это, надеюсь, что когда нибудь вы сможете нас простить». И как мне не пойти навстречу этим людям? Ведь, пообщавшись со мной, они поделятся новой информацией со своим окружением, а это очень важно.

Перенесемся в Армению. Маленькая страна, с населением в 3 миллиона человек (для сравнения: численность населения Анкары - 5 миллионов, Стамбула – 15 миллионов), находящаяся в блокаде с двух сторон. Глубоко травмированный народ, находящий единственное утешение в том, что является первой в мире христианской страной, глубоко цепляющейся за прошлое, за времена былого расцвета и славы. То, что творится в восприятии армянского народа по поводу армяно-турецких отношений, можно назвать «исторической травмой». Наглядным примером являются выражения «турк всегда останется турком», «никогда не доверяй турку» и тому подобное. До сих пор в нашем сознании турок воспринимается точно так же, что и сто лет назад. Мы отказываемся общаться с ними, но хотим, чтобы турки признали Геноцид. Как они его признают, если мы не идем на диалог? А тех, кто пытается что-то сделать в этой сложной ситуации и сдвинуть гору с мертвой точки, называют «врагом» или «агентом». Я хорошо помню, как армянские СМИ чернили Гранта Динка, который не покладая рук старался вести два народа к диалогу. Классический армянский сценарий: «Иди умри, и станешь ты любим».

В конце хотела бы написать о событии, которое очень сильно на меня подействовало и дало очередную надежду на то, что турецкое общество меняется, и мы не должны отказываться от диалога.

В апреле 2014 года в Стамбуле встретились члены раличных антирасистских движений. Там были французское антирасистское движение EGAM (European Grasstoot Antiracist Movement), турецкое движение DurDe! («Останови!»), борющееся против любых проявлений расизма, присоединившаяся к акции в 2014 году турецкая Ассоциация по правам человека IHD, и Армянский Всеобщий Благотворительный Союз (AGBU). Они подготовили долгосрочную программу, направленную на повышение осведомленности по поводу Армянского Геноцида в Европе и Турции. Программа была очень насыщенной, проводились конференции в различных университетах Стамбула, посвященные теме Армянского Геноцида, делегация встречалась с турецкими и курдскими активистами, лоббирующими признание Геноцида. 24 апреля сотни людей собрались на главной площади Стамбула – Таксим, с портретами представителей армянской интеллигенции, которые стали первыми жертвами Геноцида. Как говорил Грант Динк, «в отличие от армян Диаспоры и Армении, турецкие армяне лишены возможности чтения памяти жертв Геноцида, они делают это только в тишине, у себя дома». Очень жаль, что Гранта нет в живых, и он не увидит, как сотни человек собрались в центре Стамбула, того самого Стамбула, который уже никогда не будет прежним.

Общаясь с людьми, я все больше убеждаюсь в том, что большой ошибкой является передача травматизированного прошлого из одного поколения в другое, упорный отказ ломать устаревшие стереотипы. Это вовсе не означает, что мы должны забывать свою историю - никогда. Травма Геноцида очень глубока, и турецкие политики своим отрицанием усиливают нашу боль. Тем не менее, нельзя сосредотачиваться только на ней. Чтобы выйти из этого состояния, необходимо общаться с реальными людьми, а не с призраками из 100-летних воспоминаний.

Диана Яйлоян – студент факультета международных отношений Университета Анкары.

Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора