Лики войны: кругосветный побег - Mediamax.am

Лики войны: кругосветный побег
5119 просмотров

Лики войны: кругосветный побег


Иногда мне хочется, чтобы занятия в школе длились весь день… В детях живет безбрежная любовь. 15-летний сириец  Мамун, стройный и крепкий, несет в класс 10-летнего маленького и непоседливого афганца Соеха: шалунишка просто устал и поленился идти самому…

Бывает, заходишь в класс и понимаешь: сегодняшний день не для уроков, а для разговоров. Детям, всем моим шести Мухаммедам, трем Али и двум Ахмедам и остальным, есть что рассказать. 

Сара и Мухаммед наперебой задают вопросы:

- А в Армении много мусульман, фрау Петросян? 

- А сколько мусульман живет в вашем городе?

У меня нет иного выхода, как рисовать на листке карту Армении, показывать расположение соседей, рассказывать о наших с ними отношениях, короткой, но смертоносной войне, снова вспыхнувшей недавно в Арцахе.

13-летняя Сара, добравшаяся в Германию из Сирии, 14-летняя Амани и 15-летний Мухаммед, 15-летние сестры-близняшки из Афганистана Афсане и Фарсане - слушают очень внимательно.

Глаза Сары распахиваются все шире и наполняются печалью.

- Я знаю, какая ужасная вещь война, фрау Петросян. Мне очень жаль, что сейчас в вашей стране идет война, да еще именно с мусульманами… Война все портит. Вот в Германии мусульмане и христиане могут жить в мире и согласии…

Все сидят в раздумьях, а Мухаммед отстраненно копается в телефоне: 

- Это мой дом, - показывает мне, а потом товарищам.

До бегства в Германию он сфотографировал свой дом и сад. Это красивое здание, большое и светлое, хорошо обставленное. Перед домом сад стоят семь дорогих машин.

- Это моя машина, а остальные – моих братьев и отца.

Как принято у мусульман, у Мухаммеда большая семья: отец, несколько матерей и, соответственно, множество детей. 

- Я успел снять наш дом перед тем, как полицейские пришли и конфисковали все. Они работают с террористами? Они пришли и выгнали нас из нашего же дома. Мы с отцом сбежали через Иорданию. За каждого заплатили 1500 долларов. Доплыли до Греции на лодке. Остальной путь прошли пешком, ехали на автобусе, поезде… Теперь мы с отцом живем в Германии, но мы делаем все, чтобы через месяц мама и другие члены семьи тоже приехали сюда.

Мухаммед продолжал говорить, а я мысленно перенеслась на несколько дней назад, когда он вошел в класс с букетом цветов, весь красный от смущения, но при этом излучающий сияние… Цветы были для меня… После стольких трудностей этот 15-летний подросток еще может загораться и заражать людей жизнелюбием... Но это неудивительно: ведь мы, армяне, после страшных погромов и бегства продолжаем жить и вдохновлять других…

Всегда тихие и молчаливые, стройные двойняшки с симметричными чертами лица – Афсане и Фарсане, и теперь молчат, хотя и им было бы полезно выговориться. Случайно встретившись взглядом с Фарсане, я поняла: возможно, на этот раз она готова заговорить…

- Расскажи нам, Фарсане, каким был ваш путь?

- Это было ужасно, фрау Петросян. Мы выехали из Афганистана всей семьей. Проехали Пакистан, доехали до Ирана. В Иране полиция начала стрелять нам по ногам - маме, Афсане, мне. Помню, как папа закричал: «бегите скорее». Они не хотели нас принимать, велели нам возвращаться. Мы вернулись в Афганистан. Через месяц снова пересекли Пакистан и за два дня тайно пешком прошли в Иран. Сняли дом и жили там где-то месяц, пока нам удалось добраться в Турцию. Так только через месяц нам удалось добраться до Турции. Три месяца мы жили в палатках, отдельно от мужчин. Было очень трудно. Через три месяца, наконец, на надувной лодке мы отправились из Турции в Грецию. Плыли три часа. После Греции поехали в Болгарию, потом - в Хорватию, Венгрию, Австрию, и, наконец, приехали в Германию. Большую часть пути шли пешком. Я рада, что все это, это кругосветное бегство осталось позади. Я не хочу возвращаться в Афганистан. Я буду учиться здесь и стану хорошим специалистом – дизайнером одежды.

Сириец Амани, который все время сидел тихо, вдруг вскочил со словами:

- А я, а я останусь в Германии и буду изучать архитектуру. А после войны я смогу вернуться и снова выстроить свою страну. Но сначала я построю наш дом.

Ануш Петросян – бывшая сотрудница Медиамакс. В настоящее время преподает немецкий в Германии.

Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора