Шеварднадзе - Mediamax.am

Шеварднадзе
7214 просмотров

Шеварднадзе


Я долго думал, как озаглавить эту колонку. Потом понял, что эта Фамилия (с большой буквы) уже сама по себе такой мировой бренд, что больше ничего добавлять и не стоит.

Ругать особенно больших политиков модно. И Шеварднадзе много критиковали. И, знаете, не боялись. Потому что при нем, и это признают все, была демократия. Да, была коррупция. Да, экономическая стагнация. Это тоже все признают. Но для меня демократия все равно первична. Потому что экономический рост без демократии, который мы вкусили после Шеварднадзе, оказывается, может больно колоться вениками в тех местах, кои приспособлены для туалетной бумаги. При Шеварднадзе я никогда не боялся, что меня за написанное или сказанное... ну, скажем так, высекут.

А потом еще долгие 9 лет думал. Самоцензура включалась. А если самоцензура не загоралась перед глазами красной лампочкой, тогда перед очами появлялась супруга и говорила: «Осторожнее. Семья у нас. Не при Шеви живем, не забыл ли? Думай, что пишешь или говоришь».

Сейчас, кстати, я опять дышу свободнее и пишу, как дышу. Или наоборот. И это для меня главное завоевание нового времени. Но это отступление. В этом, созидании свободного пространства, возможно, вся разница между большими политиками, которые останутся в Истории навсегда, и мельчающими с падением рейтинга политическими приживалами. 

Шеварднадзе при всех неудачах, в которых он, прямо скажем, виновен частично, а не полностью, вывел Грузию из эпохи гамсахурдиевского маразма. И я лично был свидетелем, как народ коленопреклоненно в 1993-м с проспекта Руставели просил Эдуарда Амвросиевича не уходить в отставку, когда он осерчал на зарвавшихся оппозиционеров. При этом я принципиально против коленопреклонения и иного вида фанатичного почитания политиков, да и вообще кого-то бы ни было. Но я просто свидетель.

Еще, если не вспоминать объединение Германии, вывод советских войск из Афганистана и многое другое, что сделал улыбающийся (!) советский глава МИД, я хочу сказать про его личное мужество. И теракты были, и на войнах в Южной Осетии и Абхазии он лично побывал, и с местной забродившей армией, решившей устроить мятеж, встречался. И умел же, «лис», со всеми договариваться! Умел и из врага делать если и не друга, то уже и не рьяного противника. И головы не прятал, когда рвалось вокруг да около, не то что молодой преемник при одном виде самолета в 2008-м пустившийся бежать невесть куда с удивительной для Кушнера прытью.

Или еще раньше, в 70-е, легендарно утихомирил в Тбилиси футбольных болельщиков, пытавшихся порвать судью за нечестный арбитраж в матче с «Зарей».

Да, это он, Шеварднадзе, говорил (в период СССР), что для Грузии солнце всходит с Севера. Но мы же понимаем - тогда для всех оно всходило с той стороны, с которой была Москва. Ну и что? Одно думали, другое делали. Это же была игра - не без правил, а по собственным правилам. Зато он добился сохранения конституционного статуса грузинского языка (предотвратив при этом разгон студенческих демонстраций в Тбилиси с требованием этого статуса) и выхода на экраны «Покаяния»! За это же можно простить даже асексуальное челомкание с Брежневым!

Зато он спокойно выходил в народ, даже к неприятелю, а когда народ поставил его в 2003-м перед выбором - отставка или ввод войск в Тбилиси, развернулся и ушел. Достойно поступил, а для политика в этом, в таком вот поступке, квинтэссенция гражданского мужества. 

Знаете что... История, а не кто иной напишет вердикт Шеварднадзе, и он ни при каких условиях не будет монотонным, каковым не был сам Шеви. С его гурийским юмором он еще этой Истории из могилы подмигнет.

Я часто брал интервью у него в последние годы (фото прилагается) и засвидетельствую живость ума, невзирая на солидный возраст. Он продолжал многое предвидеть, как выяснялось потом, с удивительной точностью. Он продолжал оставаться - при всех регалиях - человеком: надо было видеть его гордую улыбку, когда он показывал осколок Берлинской стены, или слезы, когда вспоминал супругу Нанули.



Шеварднадзе облегчал жизнь журналистам, достаточно было предложить работодателям интервью с ним, как все с радостью соглашались. Его интервью читались, их оживленно, часто зло, комментировали. Но и бренд вовсе не должен нравиться всем. Кому-то кроссовки «адидас» жмут, кому-то и в «хаммере» тесно.

Шеви, порой казалось, было тесно в том мире, в котором он жил. Сначала в СССР. И он его разрушал. Потом в Грузии, так как он оказался признанным мировым лидером в хрупком сосуде формировавшегося государства. Этот сосуд он с нами со всеми бережно «выдувал» из советского стела в государственный фужер с национальным орнаментом. Что-то получилось, а где-то треснуло, но эту эпоху мы с ним прошагали вместе.

А сейчас эпоха закончилась. 13 июля Шеви похоронят.

Вечная память ему и тому времени, которое рассудит История.

До свидания, Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе.

Михаил Вигнанский - журналист. Живет и работает в Тбилиси.

Высказанные в колонке мысли принадлежат автору и могут не совпадать с точкой зрения Медиамакс.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.





Хинкоины

Билл нашей жизни

Газета из туалета

Имя - пароль
Выбор редактора