Сегодняшним героем спецпроекта Медиамакс «Ереван: XX век» является одно из красивейших зданий столицы, «оставшихся в живых» - особняк по адресу ул. Абовяна 3. Дом доктора Оганеса Оганесяна более известен как «здание АОКС». С 1944 года здесь находится Армянское общество культурных связей с зарубежными странами (АОКС).
Доктор Арутюн Минасян: в здании АОКС нужно основать Государственный музей медицины
Арутюн Минасян рассказывает, что здание АОКС было построено в 1915 году по заказу доктора Оганеса Оганесяна. После того, как в 1911 году Оганес Оганесян оставил госработу, он арендовал собственный дом в центре Еревана и открыл первую в Армении частную хирургическую клинику на 10 коек.

Фото: Фотолур
В 1915 году доктор перевел больницу на первый нового двухэтажного особняка по адресу Астафян 39. На втором этаже жил он сам. У больницы были хирургическое и офтальмологическое отделения. По словам Арутюна Минасяна, больница считалась лучшим медицинским учреждением в Армении. В 1923 году больница и здание были национализированы властями. Доктор Оганесян скончался в 1935 году.
В здании в 1923-44 гг. действовал первый в Армении Тропический институт, или, как его называли в народе, «Больница малярии», где работали многие заслуженные деятели армянской медицины, которые сыграли большую роль в ликвидации малярии и других тропических болезней.

Фото: из архива А. Минасяна
В 1944 году здание было предоставлено Армянскому обществу культурных связей с зарубежными странами (АОКС).
По мнению Арутюна Минасяна, это здание должно вернуться к своим корням. Он, в частности, предлагает создать здесь Государственный музей медицины и надеется, что это предложение удостоится внимания государственных органов.

Фото: А. Ханоян.
Земельный участок приобрел у Хусейна Бек Мирзабекова
В паспорте здания, любезно предоставленного нам научно-исследовательским центром культурно-исторического наследия при министерстве культуры Армении, читаем, что доктор Оганес Оганесян приобрел земельный участок на улице Астафян в 1915 году у некоего Хусейна Бек Мирзабекова. Планировку и строительство дома он заказал Борису Меграбову.

Фото - из архива А. Минасяна.
В паспорте говорится:
«Здание считается памятником архитектуры начала 20-го. Это одно из лучших строений этого периода».
Родился в 1870 году в Тифлисе. В 1890 г. окончил техническое училище путей сообщения Тифлиса.
Основные работы:
- Проект Еревана (1906-1911);
- Кафедральная площадь (сегодня – площадь им.Шаумяна) в Ереване (не сохранилась);
- Отделение Полиции (Хоренаци 22);
- Городская дума (Хоренаци 16);
- Дом и больница доктора Оганесяна (Абовяна 3);
- Жилой дом Тер-Исаакяна (Пушкина 23);
- Жилой дом Габриеляна (Пушкина 1/4);
- Жилой дом Андреасяна (Арама 23);
- Жилой дом Енгибаряна (Павстоса Бюзанда 4).
Умер в 1936 году.
Паспорт здания “АОКС”
Нажав на фотографию, вы можете ознакомиться с паспортом здания, предоставленным научно-исследовательским центром культурно-исторического наследия при министерстве культуры Армении.
Нора Акобян: Мы приготовили сюрприз для Германа Титова
Я работала в АОКС с 1971 до 1988 года. Первые 9 лет я занимала должность заместителя председателя АОКС, а затем - председателя. У нас был блестящий коллектив, я работала с великими интеллигентами. Например, с Рубеном Парсамяном, который позднее стал нашим министром культуры, с бывшим ректором Университета имени В.Брюсова Рафаелом Самсоновом, другими прекрасными людьми.
АОКС действовал на общественно-государственных началах. По сути, мы были общественной организацией, которая финансировалась государством. В Армении было 500-600 семей, которые были друзьями АОКС. Мы возили наших иностранных гостей в деревни, где они могли увидеть, как в тонире пекли лаваш, готовили кюфту, делали масло в маслобойке. В Ереване мы водили гостей в мастерские художников, из которых они часто возвращались с собственными портретами.

Фото – А. Ханоян.
Наши гости обязательно бывали в Матенадаране, Гарни, Гегарде и Эчмиадзине. Мы организовывали встречи с Католикосом Вазгеном Первым, который оставлял большое впечатление на любого гостя. Мы хорошо понимали, что Армения не так уж известна иностранцам, и делали все возможное для того, чтобы должным образом представить нашу страну.
Мы заранее просили послать краткую справку о госте, его предпочтениях, и, исходя из этого, составляли программу визита. Естественно, программа утверждалась Центральным комитетом КП и КГБ Армении.
Когда космонавт Герман Титов прибыл в Армению, мы уже знали, что он страдает бессонницей. После долгих раздумий мы отвезли его в Птгни, накрыли стол на большом камне в чистом поле, и так под Луной, провели ночь с вином и нашими традиционными блюдами. Титов был в восторге, он долго вспоминал этот день.
В свое время в АОКС были общества дружбы с 28 странами - каждое со своим председателем. К примеру, если к нам приезжала делегация из Венгрии, я принимала ее в АОКС, а потом ими занималась Общество дружбы с Венгрией. Таким образом, у АОКС было около 2650 сотрудников, которые работали на общественных началах.
Ответственный секретарь АОКС Анна Эгибян
По сравнению с прежними годами, сегодня у нас бывает не так много мероприятий. В основном, мы отмечаем Дни независимости разных стран, дни рождения деятелей искусств, проводим вечера поэзии. В мероприятиях участвуют члены обществ дружбы с разными странами. Сегодня более всего активны общества дружбы с Францией, Ираном, Румынией и Болгарией. В последние годы наша деятельность, в основном, носит культурный и литературный характер, однако мы стараемся обращать внимание также на науку, проводить научные конференции.
На верхнем этаже нарисовали яблоню
Нора Акобян рассказывает, что здание нуждалось в ремонте, но они опасались нарушить что-либо в его историческом образе. Посоветовавшись с архитекторами и художниками, решение было найдено: чтобы не повредить стены, их закрыли белой тканью. На верхнем этаже нарисовали яблоню, которая символизировала АОКС со своими «ветвями».

Фото – А. Ханоян
После ремонта в здании появился небольшой зал, в котором проводятся концерты, другие мероприятия, рабочие обсуждения.
Фундамент здания АОКС укреплен
В начале мая с.г. прозвучал сигнал тревоги о том, что здание АОКС пытаются разрушить.
В мае мы связались с начальником Ереванского территориального отдела Агентства по защите памятников истории и культуры при министерстве культуры Армении Каро Айвазяном и президентом компании «Локал Дивелоперс» Самвелом Майрапетяном, которые опровергли информацию о намерении разрушить здание АОКС.
Каро Айвазян рассказал, что земельный участок по адресу ул. Пушкина 14, где компания «Локал Дивелоперс» строит гостиницу, находится в части исторического ядра Еревана (на примыкающей территории сохранилась часть улицы Лалаянц, построенная в 17 веке и застроенная зданиями-памятниками конца 19-го и начала 20-го века).
С учетом этого факта, застройщику было предложено восстановить на предоставленной территории утерянную часть улицы Лалаянц и создать пешеходную связь между улицей Абовяна и Северным проспектом, покрыв улицу традиционной кладкой.
Застройщику также предложено в обьеме гостиничного комплекса сохранить пристройку, составляющую часть здания-памятника по адресу: ул. Абовяна 3.
В беседе с Медиамакс президент «Локал Дивелоперс» Самвел Майрапетян заявил, что эти предложения компанией приняты. Он также сообщил, что уже вложены крупные суммы для реализации работ по укреплению фундамента и стен зданий-памятников N 3 и 3/1 на улице Абовяна.
Каро Айвазян сообщил нам, что согласованный проект представлен в мэрию Еревана, которая должна принять окончательное решение.
Нора Акобян: лорды в Дилижане пользовались принесенной из наших домов посудой
Как минимум 7-10 раз в течение год в рамках Дней культуры СССР за рубежом проводились Дни Армении.
Благодаря АОКС впервые были вывезены за рубеж и представлены на Кипре картины Акопа Акопяна и братьев Элибекян, с концертами за рубеж отправился Гегам Григорян. Мы были первыми в СССР, организовавшими гастроли джаз-бэнда за рубежом - трио Давида Азаряна.
У нас были Дни культуры в Венеции. Мы долго думали, чем можно удивить итальянцев. В конце концов, после долгих обсуждений, нам разрешили вывезти оригиналы некоторых книг из Матенадарана. С нами отправился также квартет Комитаса, который мог «открыть любые двери».
Иногда случалось так, что ЦК отказывал нам, и мы были вынуждены бороться за получение разрешения на поездку того или иного деятеля искусств за рубеж - порой под нашу личную ответственность.

Фото – А. Ханоян
Однажды у нас родилась идея послать за рубеж наших художников-авангардистов, и для получения разрешения мы отправились в Москву. В те годы официально признанным направлением был соцреализм, и мы с большим трудом убедили, что можно творить не только в этом стиле. В конце концов, получилась «смешанная» выставка - на одной стене висели работы авангардистов, на другой - представителей соцреализма. Руководителем «костяка» наших художников был Ваник Шарамбеян, который делал свою работу с большой любовью.
«Аоксовцы» работали с особой преданностью делу. Однажды, впервые в истории Армении, к нам должны были приехать сразу 11 английских лордов. Мероприятие должно было проходить в Доме отдыха Союза композиторов в Дилижане. Мы подошли к оргвопросам предельно серьезно: заранее из России прибыл ответственный человек и предупредил, что для лордов очень важно, в какой постели они будут спать, какой посудой будут пользоваться и так далее. Мы отобрали с наших квартир лучшее белье, полотенца, посуду и повезли все это в Дилижан. После Армении лорды отправились в Москву и, впечатленные нашим приемом, рассказывали, что Армения - очень богатая страна, так как в столовой обычного Дома отдыха блюда подаются в фарфоровой и хрустальной посуде, а постельное белье отличаается особой изящностью.
Со всего мира в Армению приезжали различные коллективы, художники, писатели, политические деятели. Для меня самых впечатляющим был визит польской художницы Элис Стаковски. Еще в Польше, изучив историю Армении, она влюбилась в нашу страну и начала писать письма с просьбой пригласить ее в Армению. Нам удалось пригласить ее в Армению с персональной выставкой. После возвращения на родину она весь год работала и вновь приехала к нам - с новой выставкой, которая называлась «Армения в моих глазах». И после этого она снова просилась в Армению.

Я не имела права приглашать одного и того же человека больше двух раз, но она говорила мне по телефону: «я не могу не приехать, пойми, это вопрос жизни». В конце концов, нам удалось привезти Элис Стаковски в Армению еще раз, уже в статусе моего личного гостя.
АОКС для меня остался периодом мечтаний, творческой работы, любви, уважения друг к другу, работы в преданном коллективе.
«Армения сегодня»
АОКС на протяжении двадцати лет публиковал журнал «Армения сегодня», неизменным главным редактором которого являлся Константин Хандоян.
Журнал публиковался на 5 языках и отправлялся в десятки стран. «Армения сегодня» представлял важные события в научной, культурной жизни Армении.
«Одиссея» картины Айвазовского
В 1990 году шел ремонт здания АОКС, где в зале приемов долгие годы висела картина Ивана Айвазовского «Буря у скалистого берега». Полотно было подарено АОКС в 1957 году молодежной организацией «ЖАФ» (Женесс арменьенн де Франс) армянской общины Франции.
Нынешний министр культуры Армении Асмик Погосян, которая работала тогда в правлении АОКС, рассказывала, что злоумышленники ночью взобрались на строительные леса, установленные на фасаде здания, и проникли внутрь. «Утром, придя на работу, мы увидели остатки полотна, в спешке очень грубо срезанного с рамки», - вспоминала Асмик Погосян.
Долгие годы поиски картины были безуспешными. Но вот в феврале 2011 года стало известно, что пропавшее полотно должно было быть выставлено на торги на Московском аукционе «Гелос». По стартовой цене в 24 млн рублей его собирался продать известный коллекционер, член Совета Федерации России Оганес Оганян. Узнав, что полотно похищено, он сразу же снял его с аукциона и решил передать Армении.
В июне 2011 года российский сенатор привез картину в Ереван и передал ее в Национальную галерею Армении.
Президент АОКС, гендиректор Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ Армен Смбатян: здание продолжает собирать интеллигенцию
В советские годы мы особо не концентрировали свое внимание на том, что это здание является историческим. Только спустя годы мы поняли, что это одно из исключительных строений, передающих атмосферу и ценности Еревана 20-го века. Для меня очень ценно то, что здание продолжает собирать вместе интеллигенцию; творческих людей, представителей сфер науки и образования, служит в качестве «клуба» для образованных людей.
Во времена СССР отправиться за рубеж либо установить какие-либо связи с зарубежными организациями было почти невозможно. У АОКС была исключительная возможность. Все те, кто был связан с АОКС, считались людьми «высокого полета».
Я являюсь председателем АОКС с 1997 года. С 1990-х мы стараемся воссоздать прежние связи. Не могу сказать, что нам это удалось в полном объеме - трудно действовать без государственной поддержки и финансирования.
Мы сохранили название АОКС в качестве бренда. Стараемся сохранить историю, однако двигаемся вперед. Это здание является неотъемлемой частью связи между людьми. Мы планируем сделать здание красивее - почистить, осветить и сохранить в качестве центра для интеллигенции.
Над проектом работали: Анна Бубушян, Лена Геворгян, Екатерина Погосян, Элеонора Араратян, Анна Зильфугарян, Ара Тадевосян, Давид Алавердян, Эмин Аристакесян, Карен Антонян, Армине Мелконян.
Генеральным партнером проекта является компания АрменТел.





































