Микаэл Оганджанян: Помнить прошлое, но не цепляться за него - Mediamax.am

exclusive
12720 просмотров

Микаэл Оганджанян: Помнить прошлое, но не цепляться за него

Микаэл Оганджанян
Микаэл Оганджанян

Фото: Медиамакс

Фото:


Медиамакс побеседовал со скульптором Микаэлом Оганджаняном - одним из 18-и участников армянского павильона на 56-й Венецианской биеннале современного искусства. В павильоне Armenity, который получил главную награду биеннале – «Золотого льва», Микаэл представил скульптуру «Двенадцать».

 

- Скульптура «Двенадцать» - выражение мощи и одновременно хрупкости материала, его сопротивления. Произведение состоит из 12-и скульптур, с диаметром примерно в 12 метров. Я пытался передать чувства, которые носил в себе с детства. Это пространственный ритм, вибрация, которую ощущаю здесь, в Армении.

Работа Микаэла Оганджаняна «Двенадцать» Работа Микаэла Оганджаняна «Двенадцать»

Фото: Пиеро Демо

Я создал скульптуру под впечатлением от Караунджа. Отверстия в камнях в Караундже я воспринимаю как окна или врата, через которые смотрим на нечто новое. Есть разные научные толкования этих камней и отверстий, и, на мой взгляд, они не случайны. Еще в раннем возрасте, когда мы смотрим в небо, у нас возникает желание увидеть иную реальность, желание мечтать и стремиться к новому.

 

Я стремился подчеркнуть волю и желание смотреть в будущее. Тот факт, что мы сегодня существуем, можем творить, уже является проявлением силы воли, и нам надо работать именно в этом направлении.

ДОСЬЕ
досье
ДОСЬЕ

- Что Вам дала 56-ая Венецианская биеннале?

 

- Наш павильон был результатом прекрасной работы. Выбор темы павильона и его участников был очень грамотным. Павильон активно обсуждали еще до получения главной награды - «Золотого льва». Надеюсь, этот успех послужит стимулом для привлечения еще большего внимания государственного и частного секторов к нашему современному искусству. 

 

- Одним из проявлений такого внимания будет инициатива Dilijan Art Initiative благотворительных фондов IDeA и RVVZ, презентованная в рамках биеннале в Венеции.

 

- У меня была возможность посетить колледж UWC Dilijan вместе с соучредителем фондов IDeA и RVVZ Вероникой Зонабенд. Это профессиональная, очень грамотно построенная школа, которая является очень важным элементом в системе образования.

 

Что касается Dilijan Art Initiative, то я надеюсь принять участие в этом культурном процессе.

 

- Впервые Вы заявили о себе миру в 21 год. Какими были отзывы тогда, и как мир принимает армянскую культуру и искусство сегодня?

 

- В 1998 году вместе с известными деятелями искусства из Армении я принимал участие в биеннале, посвященном скульптуре. Я был самым молодым участником в истории этого биеннале и занял третье место. Это послужило толчком для решения продолжить образование в Италии.

Микаэл Оганджанян Микаэл Оганджанян

Фото: Медиамакс

Отношение к армянской культуре как тогда, так и сейчас, является очень позитивным. Мы нация, которая обладает идентичностью и менталитетом. Проблема в том, что мы часто заостряем свое внимание на прошлом. Прошлое, конечно, очень важно, однако порой мы  упускаем из вида то, что нужно делать сегодня. Если мы сегодня не будем работать для завтрашнего дня, у нас возникнут проблемы в будущем.

 

- 15 лет назад Вы переехали жить в Италию, но часто бываете в Армении. Если сравнить эти страны, то как развивается в них искусство, затрагивающее проблемы объема и пространства?

 

- Я часто думаю об этом. У нас размышляют над пространством, есть градостроительство и архитектура, однако вопрос в том, каким образом все это осуществляется? В Армении, на мой взгляд, все еще преобладает унаследованный от Советского Союза менталитет.

 

Нужно время, крайне важен обмен опытом, открытость, желание принимать новшества. Это не всегда легко, поскольку есть страх выставить напоказ свои слабые стороны.

 

- Но ведь только выявляя проблемы, можно исправляться и развиваться.

 

- Однозначно. Это обязательный процесс. Общество меняется, и то, что мы имели в прошлом, не может быть созвучно новым процессам. Важно понять новую ситуацию, найти наши ценности, нашу реальность и соответствовать новым требованиям. Только так можно развиваться.

 

- Какую эволюцию пережили ваши произведения? Как родилось пристрастие ваять «невидимое»?

 

- В годы учебы у меня начался небольшой разрыв между моим восприятием объемов скульптуры и профессиональными техническими решениями. Во Флоренции я познакомился с историей современного искусства, и стал воспринимать этот разрыв еще острее. В 2007 году я понял, что нет пересечения между тем, что я делаю и тем, что я чувствую. Возникло желание совершить перелом, и я начал создавать скульптуры не снаружи, а «изнутри».

Работа Микаэла Оганджаняна «Двенадцать» Работа Микаэла Оганджаняна «Двенадцать»

Фото: из архива М. Оганджаняна

Это было результатом ментального анализа, желанием изучить человека. В 2011 году я решил обнулить свой пройденный путь. Так родился цикл «Внутренние перспективы». В 2014 году на международном конкурсе скульптуры Premio Henraux я представил работу, которая изображала одно из пустых пространств моих прошлых работ. Я не думаю, что пустое пространство - это нечто несуществующее. Существуют разные реальности, которые могут быть материальными и нематериальными.

 

- Микаэл, Вы достигли довольно больших успехов за эти годы. Каков Ваш ключ к успеху?

 

- Наверное, любознательность. Я участвую в подобных мероприятиях не только ради конкурсов: это дает мне возможность изучать окружающую реальность. Это сложное путешествие, которое обогащает меня.

 

В отличие от учебного процесса прошлых лет, когда композиция создавалась вокруг мысли, выдумки, сейчас работа рождается из идеи, которая подвергается длительному анализу. Это личный, социальный, психологический процесс, который происходит во мне.

После долгого пути и обогащения информацией рождается работа. Таков мой секрет. Созданная в результате всего этого работа - прошедшая сквозь меня, закаленная в моей печи реальность.

 

Я не предлагаю зрителю какую-то готовую реальность, а вовлекаю, создаю пространство, психологическое состояние, где зритель начинает задавать себе вопросы. Я не даю ответов, их должен найти зритель - в соответствии со своей культурной базой и своими желаниями.

 

- Каковы особенности современной скульптуры?

 

- Я часто замечаю в Армении негативное отношение к современному искусству. Это явление есть и в Италии. Думаю, в определенной мере это из-за незнания, неготовности общества. Проблема не в искусстве, а в менталитете. Любой образ мышления, который не соответствует существующему, отвергается. Государственные и частные структуры должны вести работу по образованию, подготовке общества. Думаю, свою роль в этом вопросе может сыграть и колледж UWC Dilijan.

 

Важна чуткость художника, его умение вовлечь общество, заинтересовать, стимулировать. Художник должен создавать произведение, способное вступать в диалог со зрителем.

 

- Связаны ли Ваши планы на будущее с Арменией?

 

- В конце августа я планирую участвовать в интересной выставке в Стамбуле. Тема – идентичность, армянство, 100-летие Геноцида. Эта выставка интересна тем, что касается не только прошлого. Конечно, нужно помнить о прошлом, но не цепляться за него. Чтобы не забыть, непременно нужно смотреть в будущее. Жизнь одними лишь воспоминаниями приводит к смерти.

 

Что касается Армении, то, конечно, я буду рад получить предложения. Вероятно, одним из первых поводов будет Dilijan Art Initiative, и надеюсь, не единственным.

 

С Микаэлом Оганджаняном беседовала Мари Тарян

Фото: Мариам Лорецян и из архива Микаэла Оганджаняна

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора