Ашот Джазоян: Геноцид армян - перевернутая, но не закрытая глава истории - Mediamax.am

exclusive
18559 просмотров

Ашот Джазоян: Геноцид армян - перевернутая, но не закрытая глава истории

Ашот Джазоян
Ашот Джазоян

Фото: RIA Novosti

Фото:


Эксклюзивное интервью с председателем Совета Медиаконгресса, секретарем Союза журналистов РФ Ашотом Джазояном

 

В марте этого года в Армении прошел международный медиафорум «У подножия Арарата», на который приехало более 150 журналистов из 35 стран мира. Медиамакс попросил подытожить освещение в мировой прессе мероприятий, посвященных 100-летней годовщине Геноцида армян, одного из организаторов этого мероприятия, председателя Совета Медиаконгресса, секретаря Союза журналистов России Ашот Джазояна, который совсем недавно на ХVI Международном телекинофоруме «Вместе» в Ялте был награжден специальным призом Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «За новизну идеи и блестящую режиссерскую работу» за документальный фильм «Эрмитаж с любовью».

 

- Г-н Джазоян, в этом году в Армении по инициативе возглавляемого Вами Медиаконгресса состоялся международный медиафорум «У подножия Арарата», одной из важнейших тем которого стал Геноцид армян. Какие отзывы он получил?

 

- Медиа форум «У подножия Арарата» - это профессиональная встреча журналистов, и отзыв о нем формировался непосредственно на страницах печати, телерадиоканалах, сайтах международных средств информации. В этом году в Армению приехало более 150 ведущих журналистов из 35 стран ближнего и дальнего зарубежья - от Южной Кореи до Аргентины, так что можно говорить о создании массивного и эффективного большого мессиджа в медиапространстве, касающегося признания Геноцида армян в Османской империи. Кстати, хочу напомнить, что мы должны сегодня отметить и вспомнить самоотверженность журналистов, миссионеров и активистов, которые, наряду с дипломатами и государственными деятелями, распространяли в СМИ информацию об ужасных преступлениях, совершенных против армян в 1895-1923 годах. Журналистская солидарность проявилась и в дни форума, когда в Мемориальном комплексе памяти жертв Геноцида армян «Цицернакаберд» журналисты, взявшись за руки вокруг Вечного огня, создали «Круг памяти и осуждения», продемонстрировав мировому сообществу единство в вопросе осуждения политики отрицания Геноцида армян.

 

Говоря о журналистских комментариях по поводу визита в Армению, мне особо хотелось бы подчеркнуть, что их содержание во многом определилось выступлением перед участниками медиа форума президента Армении. Его основанное исключительно на фактах, сдержанное в оценках слово, как и заверение о том, что у Армении нет врагов, нашли отклик в мировых СМИ. Однако об Армении чаще говорят не как о субъекте, а как об объекте мировой политики. Между тем, мне кажется, у страны есть потенциал, прежде всего интеллектуальный, сказать свое слово в международной дипломатии, прежде всего переосмыслив свою геополитическую роль в регионе. Иными словами, сегодня страну не может устраивать ситуация, схожая с тупиковой. Армения может выступить со своими новыми и эффективными инициативами в регионе, где сходятся интересы, прежде всего России, Ирана, Грузии.

 

- Часто отмечалось, что столетняя годовщина Геноцида станет началом нового этапа. Какими, по-вашему, должны быть дальнейшие действия Армении?

 

- Преступления против человечества, такие как Геноцид, не имеют срока давности, поэтому никакая дата, ни даже столетие не могут стать переломным моментом. Геноцид - перевернутая, но не закрытая печальная глава истории, и не только для армянского народа. Понятие времени тут просто отсутствует, я думаю, это долг каждого государства, относящего себя к современной цивилизации, признать и осудить первый геноцид ХХ века. Конечно, у мемориального памятника в Цицернакаберде 24 апреля мне хотелось бы видеть лидеров всех государств ООН: это означало бы, что мир вступил в новую фазу цивилизации единых моральных ценностей. Но, к сожалению, это далеко не так, в первые 15 лет нового века мы стали свидетелями горя, новой эскалации международной напряженности, двойных стандартов, политических шагов, оправданных лишь сиюминутной выгодой, приведших к взращиванию недалеко от границ Армении нового монстра зла и мракобесия под названием ИГИЛ.

 

Если говорить о новых перспективах политики армянской республики, я думаю, в условиях современного мира это реставрация ее исторического значения как политического и экономического моста между Востоком и Западом. Армения замыкает христианскую ось Европы и, в то же время, это первые врата в Азию. Именно здесь, у подножия Арарата может начаться строительство нового Ноева Ковчега как символа возрождения и межцивилизационного диалога. Новый этап, конечно, связан и со сменой элит, и с приходом новых политических сил, для которых будущее - это естественное обновление жизненного пространства. Я имею в виду молодежь, которая во время жаркого наэлектризованного лета, связанного с повышением тарифов, проявила поразительную не по годам сознательность и сдержанность и, что важно, не поддалась попыткам отдельных политиков вставить ее в сиюминутные международные и идеологические партийные стандарты.

 

- А как Вы оцените сотрудничество Армении и армянской Диаспоры в вопросе признания Геноцида?

 

- Это разделение мне кажется слишком условным: прежде всего, это один народ, люди одной исторической судьбы, хотя и проживающие в разных странах. Всех объединяет одна Родина – Армения. Это позволило не только объединить всех армян в вопросе признания Геноцида, но и принять Панармянскую декларацию, отображающую как позицию народа Армении в отношении исторических событий, так и его взгляд в будущее. И тут, мне кажется, ближайшим важнейшим стратегическим шагом должно стать привлечение живущих за приделами Армении соотечественников не только к политической, но и экономической жизни республики. За принятой в этом году декларацией должна последовать некая Панармянская экономическая программа, построенная не на принципе только личных пожертвований, а на взаимной выгоде, и в первую очередь это касается эффективности действий сотен российско-армянских предприятий. Промышленный застой ослабляет страну и способствует взрывному росту миграции. Процветающая Родина нужна не только жителям Армении, но и армянам, проживающим за рубежом, и, конечно, России. Но для этого необходимо развернуть экономику к конкретному человеку, и тогда республика перестанет быть местом оттока, а станет притягивающим центром для армянства и сопредельных государств. И, возвращаясь к предыдущему вопросу, аргументы экономически процветающей страны всегда весомей на международной политической арене.

 

Фото: из личного архива

 

- В последние годы в Турции стали все чаще говорить о Геноциде армян и налаживании отношений с Арменией. Насколько искренни, по-вашему, эти стремления?

 

- Думаю, все зависит от причин этих шагов. Если это игры сегодняшних политических лидеров страны, которым не хватает смелости отказаться от профашистской идеологии Османской империи, результатом которой и стал Геноцид – я бы не верил. Но не исключено, что многие действия спровоцированы прогрессивной частью турецкого общества, и тогда было бы несправедливо скептически относиться к ним. Необходим анализ каждого отдельного факта и разработка адекватных ответных шагов. Я бы поверил министру по делам ЕС Турции, этот смелый политик не только не побоялся присутствовать 24-го апреля на поминальном богослужении в армянской церкви в Анкаре, но и подтвердил свою позицию по признанию Геноцида в ряде своих последующих выступлений. Нет сомнения в том, что турецкому обществу, если оно выбрало демократический путь развития, признание вины за события 15-го года просто необходимо. Что же касается Армении, турецкий народ никогда не был ее врагом. Вот почему надо всячески избегать попыток оценки пережитой трагедии как результата религиозного конфликта. Многие из армян спаслись, бежав в Ливан, Сирию и другие мусульманские страны. Людей убивали по национальному признаку, как я уже сказал, в результате профашистской политики Османской империи.

 

- Какие возможности существуют для установления диалога между армянским и турецким обществами, и какова роль журналистов в этом деле?

 

- Общество, в отличие от политиков, не закрывало границ. Я думаю, армяне, как и прогрессивная часть турецкого общества, открыты к диалогу. Что касается журналистов, то на форуме «У подножия Арарата» присутствовали 4 журналиста из Турции. Неплохое начало для диалога. Международный медиаконгресс «Содружество журналистов» готов к организации встречи армянских и турецких журналистов, которая может состояться у колючей проволоки закрытой границы, в Армении, Турции или в любой третьей стране. Мы знаем о готовности коллег принять в ней участие, знакома нам и позиция руководства Армении. Чего не хватает, так это гарантий турецкого правительства в том, что участники подобного диалога в дальнейшем не подвергнуться гонениям. Как я уже упоминал, турецкое общество и турецкое правительство часто расходятся в этической оценке исторических и современных событий.

 

- Можем ли мы говорить об эффективности мероприятий, посвященных 100-летней годовщине Геноцида армян?

 

- Продуманная работа оргкомитета объединила в достижении одной цели различные идеи, рождающиеся в ходе подготовки нестандартные инициативы. И тут сработало все: и правильно выбранный символ, которым стала незабудка, и лемма «Помним и требуем», и продуманная годовая программа мероприятий. Мне кажется, положительную роль сыграло и назначение председателем оргкомитета представителя нового поколения армянских интеллектуалов Вигена Саргсяна. Но все же я не отделял бы 100-летие от всего того, что было сделано за многие годы. Что-то выглядело логическим воплощением длительной работы, проводимой как армянским государством, так и армянскими зарубежными центрами, в чем-то вырисовывались новые перспективы. То, что голос Армении был услышан во всем мире, – это, безусловно, важно, но куда значимей для меня, так сказать, внутренний эффект – новое доказательство тому, что, объединившись вокруг одной идеи, мы как нация обретаем ту силу, которая способна повлиять не только на дальнейшую судьбу Армении, но и, в первую очередь, на региональные политические процессы.

 

С Ашотом Джазояном беседовала Анжела Кждрян.

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора