Алексей Букалов: «Остановка Папы в Эчмиадзине – знак особого уважения» - Mediamax.am

exclusive
20909 просмотров

Алексей Букалов: «Остановка Папы в Эчмиадзине – знак особого уважения»


Папа Римский Франциск
Папа Римский Франциск

Фото: PAN Photo

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Алексей Букалов
Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Папа Римский Франциск и Католикос Гарегин II
Папа Римский Франциск и Католикос Гарегин II

Фото: PAN Photo


Российский журналист-международник Алексей Букалов прибыл в Ереван в составе делегации Папы Римского Франциска. Букалов - руководитель представительства ТАСС в Италии и Ватикане. С 2001 года Букалов является единственным российским журналистом в составе папского пресс-пула, сопровождающего римских понтификов на борту их спецсамолетов, освещая папские заграничные апостольские визиты. В прошлом году состоялась презентация книги Букалова «С понтификами по белу свету». В книге журналист делится своими впечатлениями о разных церковных лидерах, которых ему довелось сопровождать.

 

Корреспонденты Медиамакс встретились с журналистом и поговорили о важности папского визита в Армению, а также о Римских Папах, с которыми журналисту довелось пообщаться.

 

Возвращение в Армению

 

Возвращаться в Армению для меня очень волнительно. Много раз бывал здесь. Я приезжал в Армению во время первого папского визита Иоанна Павла II. Будучи корреспондентом журнала «Новое Время», я приезжал сюда на военном самолете во время землетрясения. Это было одним из самых страшных впечатлений в моей жизни, я никогда не видел столько мертвых детей и надеюсь, что такого больше не увижу.

 

Начало кругов - с Армении

 

Хотел бы поговорить о визите Папы Франциска с геополитического размышления. Когда его избрали три года назад, Папа Римский сам о себе сказал: «Вы позвали Папу с конца света», то есть Папу, который приехал издалека. До сих пор его политическое внимание, как лидера церкви, суверена Ватикана, было направлено в сторону отдаленных районов. Даже встречу с Патриархом Кириллом он умудрился провести на Кубе. Сейчас, мне кажется, пришло время обратить внимание на огромную развалившеюся империю, имя которой было Советский Союз. Он начинает эти круги именно с Армении. Сам по себе этот выбор очень важен. Также очень важно, что Папа выбрал поездку в Армению в год милосердия.

Алексей Букалов Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Напомню, что это 14-е паломничество Папы и 24-я страна, которую он посещает. У каждой папской поездки есть девиз, который определяет смысл его паломничества. В данном случае он сказал, что это посещение первой христианской нации. Этим все сказано, это уже максимальное уважение, которое он мог оказать и высказать.

 

Однажды в Бразилии

 

Папамобиль – знаменитая машина Папы Франциска, которая досталась ему в наследство от Иоанна Павла II и Бенедикта. Кстати, Бенедикт не был в Армении, и интересно, что в его лексиконе отсутствовало слово геноцид.

 

Однажды в Бразилии папамобиль отслужил Папе Франциску плохую службу. Во время моей первой поездки с ним в Бразилию он ехал по городу в папамобиле, а впереди ехала полицейская машина, за рулем которой был полицейский не из Рио-де-Жанейро, а из города Бразилиа. Так вот, он не сориентировался и завез Папу в тупиковую улочку. Римский Папа оказался среди автобусов, пассажиры выскочили из транспорта, окружили его, начали прыгать на машину. Мы с ужасом наблюдали за всем этим из пресс-центра. Папа Франциск очень коммуникабельный, в самолете мы его спросили: “С замиранием сердца мы наблюдали за Вами, Вам не было страшно? Достаточно было, чтоб попался один сумасшедший, и все”. Он ответил: “Да что мне боятся? Видите, мне не попался”. Это невероятно, он ничего не боится. Скажу Вам честно, когда я летаю с ним на самолете, тоже ничего не боюсь.

 

В гостях у Гарегина II

 

Но в Армении он не только поехал через толпу, он взял с собой Католикоса, и они поехали вместе. Это его личное пространство, он отличный психолог и знает, что делает. Мало того, что он в гостях у Гарегина, так он еще и остановился в Эчмиадзине, чего никогда не делает. Он никогда нигде не останавливается в гостях. Эту традицию начал еще Папа Павел VI: во время поездок Римские Папы останавливаются в нунциатуре – в представительстве Ватикана в данном городе. Если его нет, то он останавливается в католической церкви. А тут он остановился в Эчмиадзине: кажется, этот факт особо еще никто не отметил. Это декларация об отношениях и особом уважении.

Папа Римский Франциск и Католикос Гарегин II Папа Римский Франциск и Католикос Гарегин II

Фото: PAN Photo

На самом деле такого рода визиты состоят из таких вроде бы мелочей, но именно они являются кирпичиками, из которых складывается здание визита.

 

Перед полетом в Армению

 

За день до полета в Армению состоялся брифинг пресс-секретаря Папы Федерико Ломбарди. И вот, во всей вступительной речи слова геноцид он так и не произнес. У меня с ним отличные отношения, я его безмерно уважаю, и я спросил его: “Падре, вот у Вас как-то не сложилось сказать слово геноцид, это указание нам?». Потому что я был с Папой Франциском во время его турецкой поездки и видел, как было сделано все возможное, чтоб он не поехал тогда на столетие геноцида армян. Эти брифинги смотрят не только журналисты, но и в Римской курии, поэтому, думаю, я сделал правильно, что позвонил в колокол. Потому что потом Папа сказал слово геноцид уже три раза - очень четко и ясно.

 

Папа Франциск, конечно, понимает, что невыгодно ссориться с Турцией сейчас, проще всего было не касаться этой темы, но нет, это не позиция Папы Франциска. Для него было важно выразить вам свою солидарность, и я считаю, что присутствую на историческом событии.

 

Иоанн Павел II

 

Когда я вошел в состав папского пресс-пула, Иоанн Павел II был уже немощный. Видел я его в разных ситуациях. Мы ходили и приветствовали его. Была одна из последних поездок, я зашел в его салон, он сидел с закрытыми глазами, рука была поднята. Мне показалось, что он в отключке. Я посмотрел на его секретаря, спросил, может мне зайти потом? Он сказал, что все в порядке, и я могу подойти.

Алексей Букалов Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

Ухо мое было заклеено пластырем телесного цвета, мне сделали маленькую операцию до этого. Я прикоснулся к руке Папы. Секретарь доложил, кто я. Я собрался уже уйти, но нет - он крепко сжал мою руку, открыл глаза и спросил: “Что у тебя с ухом?”. Я решил отшутиться и ответил, что теперь, когда Вы спросили, уже все хорошо.

 

Приключения Казанской Иконы

 

Иоанн Павел II хорошо говорил на русском, но публично – никогда. Он очень хотел посетить Россию, но его так и не пустили. У него были разные идеи, как можно поехать туда. В конце он думал, что привезет в Россию икону Казанской Богоматери.

 

Казанская икона была спрятана в Фатиме – маленьком местечке в Португалии, где было явление Фатимской божьей матери. Когда в Иоанна стрелял турецкий террорист, и Папу окровавленного везли в больницу, в какой-то момент он пришел в сознание и спросил - какое число? Ему ответили – 13-е мая. И он сказал, что с ним ничего не случится, это день явления Фатимской Богородицы, и она его в обиду не даст. Он выжил, и когда ему разрешили передвигаться, первым делом он поехал в Фатиму и вручил им пулю, и ее вставили в венец Богородицы. Его спросили, чем могут его отблагодарить, Папа ответил: “Отдайте мне Казанскую икону”. Но ее не отдали, потому что нужно было решение капитула этого ордена. Через некоторое время ему все-таки прислали икону, и она у него висела в опочивальне.

 

Я был на встрече, когда Путин был у Иоанна Павла II. В кокой-то момент Папа подал знак, открылась дверь и внесли Казанскую икону. Наш президент заволновался, потому что решил, что ему сейчас вручат икону, а с Патриархом это не было согласованно, не было текста. Иоанн это понял, протянул руку и сказал: “Я просто хотел, чтоб она была на нашей встрече”.

 

Папа Бенедикт

 

Папу Бенедикта толпа не очень любила, хотя толпа мало кого любит. Просто он был недостаточно эмоциональным и коммуникабельным. Моя жена Галя – экскурсовод, у нее есть очень интересная тема - экскурсии по садам Ватикана. Она мне рассказывала, что, когда в Ватикане было тихо, было слышно, как Бенедикт играет на рояле. Однажды она сказала туристам: “Если помолчите, услышите, как играет Папа”. И они услышали.

Алексей Букалов Алексей Букалов

Фото: Медиамакс

У нас была поездка в Польшу, Папа настоял, чтоб его повезли в Освенцим, хотя в программе этого не было. Место страшное, он не стал туда въезжать на машине, сказав, что сюда въезжали только нацистские бонзы, и пошел пешком. Шел дождь, отец Георг, его секретарь, нес зонтик, а мы стояли под навесом и следили за ним. Он останавливался перед каждым мемориальным камнем и творил молитву. Бенедикт дошел до последнего камня, дождь закончился, и отец Георг убрал зонтик. Папа поднял голову и громко сказал: “Где же ты был, Господи?”. Самое потрясающее то, что он получил ответ – на горизонте появляется радуга - серьезный библейский знак. Было невероятно.

 

«С понтификами по белу свету»

 

В книге есть фотография, где мы с Папой Франциском разговариваем на борту самолета. Это было во время поездки в США. Я себя неважно чувствовал, у меня была температура. Я сел в последнем ряду в самолете, чтобы иметь возможность попросить у стюардессы больше чая. Да, у меня была корыстная цель. Папа подошел ко мне, вообще-то вставать не полагается, чтоб не закрывать ему проход, но я же сидел в конце и встал. Он начал мне говорить, как уважает посла России в Ватикане, я поблагодарил его, мы немножко поговорили. На борту было много новеньких журналистов, они ужасно ревновали. Потом меня спросили, о чем же мы так долго разговаривали. А я ответил, что он спрашивал меня о них, и я сказал ему, какие они все негодяи.

 

А во время визита в Армению Папа Франциск сказал мне: “Ну, Букалов, наговоришься на русском, я специально выбрал такой маршрут”.

 

А моя книга - своего рода путеводитель по Ватикану. В книге есть и разные байки, я же не летописец. Я постарался показать ритм этой жизни, потому что раньше Римские Папы были затворниками в Ватикане. А Папа Франциск не считает себя дипломатом, он иезуит - простой человек из народа, не обижается, если с ним хотят делать селфи. Я считаю, что мне просто повезло, что я наблюдал за всем этим изнутри.

 

Записала Лена Геворгян

Фотографии - Мариам Лорецян

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.




Выбор редактора